пятница, 8 февраля 2013 г.

жертвоприношение древних майя

КомментарийМожно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Имя *

Оставить комментарий

- [...] мы говорили о жрецах древних майя, мы отмечали, что одной из их обязанностей было [...]

Нет комментариев : “Жертвоприношения у древних майя (часть 1)”

Верховного жреца ах кин мая можно, по-видимому, ставить несколько выше административного правителя города, поскольку он мог «разговаривать» с богами, тогда как другой занимался только суетными мирскими делами. И все-таки, в некоторых крепостях духовная и светская функции переплетались. Впрочем, как жрецы, так и военная верхушка выходили исключительно из господствующих слоев городского населения.

К обычным церемониям относилось молитвенное обращение к богам, чтобы они вернулись в то место, где находится город (древние майя верили, что если наступала, например, засуха, значит боги временно покинули данный район). Во время церемонии моления (она практиковалась и у астеков) жрецы разбрасывали перед храмом кукурузную муку; если боги вернутся, на муке останутся следы. В связи с этой, церемонией интересно одно сравнительно недавнее открытие в Паленке — три подземных туннеля, ведущих от одного из зданий в центре дворцовых сооружений к различным храмам. Вполне вероятно, что эти туннели были известны только жрецам, которые, воплощаясь в образы богов, таинственно появлялись среди смертных и незаметно оставляли свои следы на муке перед храмами.

Еще одна категория жрецов — наконы — занималась только обрядами жертвоприношений. Они вырывали у жертв сердце, отдавая его ах кин маю, верховному жрецу, а тот вкладывал его в губы божества идола. Четыре жреца, называвшиеся чаки (как и боги дождя), во время жертвоприношения держали обречённых за руки и за ноги.

Для предсказания будущего чиланы пользовались также изучением календаря и священных текстов: древние майя верили, что некоторые события повторяются через определенные промежутки времени (обычно через 52 года). Прежде чем обратиться к книгам, жрецы окропляли их водой — сууй, из определенных источников в лесной глуши, куда женщины не имели доступа. У некоторых майя и по сей день есть в языке слово сууй, в значении чистый, невинный, девственный. А вот были ли знакомы древним майя , как символ открытости к диалогу, неизвестно.

Были ли эти жрецы шарлатанами? На это трудно ответить. Вполне вероятно, что видения чиланов были реальными ибо их вызывало состояние транса после употребления наркотика, обычно в смеси табака с известью, а может, и с соком кактуса пейотль или пейот (Datura stramonium). В этом последнем содержится вещество, вызывавшее у индейцев своеобразное опьянёние, которое по записанным в 1650 году свидетельствам монаха Сахагуна «придает им силы, изгоняет всякий страх и вызывает пышные или нелепые видения».

Жрецы, занимавшиеся преимущественно предсказаниями, назывались чиланами. Они впадали транс, во время которого им открывались видения и они могли общаться с богами, получать от них повеления, передавая их затем простым смертным.

В определенные периоды в городах майя наблюдалось своеобразное двоевластие: с одной стороны, городом управлял гражданский правитель халач-виник, занимавшийся политическими делами, а с другой — верховный жрец, ах кин май, глава духовенства. В разных географических районах и в разные исторические периоды в этой организации происходили некоторые перемены; у племен майя-какчикель было два равных по рангу верховных жреца; один возглавлял обряд жертвоприношений, в ведении другого находились религиозные и астрономические тексты, а также математические расчеты, связанные с календарем. У племен майя-цоциль, живших в Чиапасе, духовенство избиралось исключительно из сыновей знатных, так что политическая и религиозная власть тесно, переплетались. Да и на Юкатане с верховным жрецом советовались по всем вопросам, связанным с управлением городом, а глава гражданской власти выполнял некоторые жреческие функции.

Функции, связанные с культом богов, исполняли жрецы. На Юкатане верховный жрец культового центра носил титул ах кин май, или ах кан май, то есть «Принадлежащий Солнцу». Ему помогали другие, находившиеся у него в подчинении жрецы — ах кины. В функции верховного жреца входило наблюдение за ходом церемоний согласно ритуалу, календарные расчеты, посвящение других жрецов в тайны иероглифического письма; верховный жрец занимался астрономической наукой, предсказаниями и руководил обрядом жертвоприношений.

Жертвоприношения майя

Жертвоприношения у древних майя (часть 1) | Новости науки и техники, интересности со всего Света

Комментариев нет:

Отправить комментарий